Horst_Veps (horstveps) wrote,
Horst_Veps
horstveps

Жизнь под Андреевским флагом




Броненосный крейсер "Рюрик" и линкоры "Андрей Первозванный" и "Император Павел I", 04.07.1913 г.

Одна из моих любимых фотографий Русского Императорского Флота. 
Как, согласно статьям Морского устава, проходил обычный день экипажа на этих кораблях, описано в монографии Р.М. Мельникова "Крейсер Варяг" (1983 года изд.).
 

...Будили команду рано: в 4 ч 30 мин по понедельникам, четвергам, субботам, в 5 ч - по вторникам, средам и пятницам, в 5 ч 30 мин по воскресеньям и в праздники. В продолжительном плавании разрешалось будить матросов на полчаса позже указанных сроков, а в тропиках и вообще в жаркое время - не ранее 5 ч с соответствующим, по усмотрению командира, сокращением приборки. С сигналом побудки оживал весь корабль, открывались задраенные на ночь водонепроницаемые двери, орудийные порты и иллюминаторы, наверху появлялись плотно скатанные и прочно увязанные нехитрые матросские койки - пробковые парусиновые матрасы; после умывания - утренняя молитва, завтрак (чай с хлебом и маслом), уборка ночных тентов. Каждый четверг в это время переодевались в чистое бельё, в воскресенье - вязали чистые койки. Всё это полагалось успеть в течении первого часа после побудки. Затем до 7 ч 30 мин занимались утренней приборкой - водой из шлангов окатывали палубу, обтирали абордажное оружие, чистили медь и железо корабельных устройств, палубных принадлежностей. К этим ежедневным работам добавлялись мытьё коек и белья в понедельник, уборки на палубах и в шлюпках во вторник, мытьё постельного белья, корабельных брезентов и шлюпачных парусов в четверг и большая, продолжавшаяся до 10 ч 30 мин субботняя приборка с мытьём палубы камнем и песком, мытьём шлюпок и медицинским осмотром команды. В воскресенье абордажное оружие не трогали. В 7 ч 30 мин приступали к осмотру и поверкам караула, фалрепных, старшин марсовых, гребцов шлюпок, проверкам состояния боевых технических средств корабля. Минёры, комендоры и гальванеры проверяли проводники, трюмные "расхаживали" клинкеты и краны трубопроводов и механизмов, боцман осматривал корабль, старшие офицеры-специалисты проверяли состояние своих боевых частей и к подъёму флага в 8 часов утра докладывали об этом командиру. Корабль осматривали снаружи, проверяли в действии механизмы орудий, команда переодевалась и после осмотра обучалась гимнастике. С 9 до 10 ч 30 мин в буднии дни занимались боевыми учениями по расписанию или сигналам флагмана. За полчаса до обеда начинали прибоки во всех палубах, выносили ендову для выдачи команде традиционной предобеденной чарки водки. В воскресенье от 9 ч до 10 ч 30 мин назначались сбор команды, осмотр её ротным командирами, затем молитва, сбор и осмотр корабля и команды командиром и чтение уставов. В 11 часов - обед, сразу после которого свободную часть команды увольняли на берег. В буднии дни время до 13 ч 30 мин отводилось на послеобеденный отдых команды, охраняемый статьёй 950-й Морского устава. "Во время завтрака, обеда, ужина и отдыха, - говорилось в ней, - начальствующие лица должны избегать иметь шлюпки посланными куда-либо без крайней надобности и стараться не отвлекать команду для мелочных работ". После сна умывались, пили чай и в 14 часов ( в понедельник, вторник, среду и пятницу) возобновляли учения и занятия. В четверг в это время (от 14 до 16 ч 45 мин) полагалось "проветривать малые и большие  чемоданы и починяться", в субботу устраивали чистку, мытьё и подкрашивание на корабле, а также стрижку волос матросов. В субботу от 16 ч 45 мин до 17 ч 45 мин служили всенощную, в воскресенье от 14 до 17 ч 15 мин и от 18 до 19 ч 30 мин разрешались игры и песни. Во все остальные дни от 16 ч 45 мин до 17 ч 15 мин занимались приборкой на палубах после работ и занятий, а следующие полчаса отводились на раздачу белья, коек, установку лееров для белья (в среду), его уборку (в четверг) и гребные тренировки во вторник, среду и пятницу. Ежедневно в 17 ч 45 мин вновь появлялась ендова с водкой (непьющим возмещалась её стоимость), поднимали на ночь гребные суда, прибирались, команде в случае жары разрешалось перед ужином (как и перед завтраком и обедом) - купание или обливание на палубе из шлангов. В 18 часов - ужин, с 19 до 19 ч 30 мин - проверка боевых расписаний, следующие полчаса - проветривание палуб, приборка по всему кораблю, а уже в 20 часов после молитвы и раздачи коек команда укладывалась спать, чтобы под бдительным надзором очередной вахты ранним утром продолжить размеренную корабельную жизнь.


Tags: 1900-е, Российская Империя, флот, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments