Horst_Veps (horstveps) wrote,
Horst_Veps
horstveps

Особенности русско-турецкой войны на Чёрном море 1877-78 гг.



Потопление катерами "Чесма" и "Сухум-Кале" турецкого парохода "Интибах" на Батумском рейде 14.01.1878 г., художник Л. Лагорио

Надо отдать должное командованию Русского флота, своевременно, ещё за двадцать лет до 1877 г., озаботившемуся подготовкой к войне с Турцией. Т.к. по итогам неудачной Крымской войны 1853—1856 годов, Россия не могла иметь военный флот на Чёрном море, надо было срочно что-то придумывать. Особенно понимая неизбежность конфликта с турками в будущем.
Уже в 1857 г. адмирал Ф.П. Врангель предложил строить для Чёрного моря быстроходные паровые торговые суда, сразу заложив в проект, возможность установки на них артиллерийского вооружения. В ходе развития этой идеи появилось Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), - формально акционерное общество, но фактическим хозяином которого было военно-морское ведомство. Закупаемые им пароходы отличались высокой скоростью и большим водоизмещением. Команды набирались из отставных офицеров и матросов военного флота. Корабли общества, перевозя грузы по Чёрному и Средеземному морям и заходя во множество портов, не только зарабатывали прибыль, но и помогали своим экипажам изучать будущий театр боевых действий.
В 1877 г., час пробил, - началась очередная война с турками. К этому времени Россия уже отказалась от навязанного ей "нейтралитета" Чёрного моря, но т.к. средств и времени для создания полноценного военного флота у неё не было, очень пригодились пароходы РОПиТа, быстро переоборудованные во вспомогательные крейсера. Однако проблему борьбы с турецким флотом это не решало, - слишком не равны были силы. Даже вооружённые пароходы (хорошие рейдеры и гроза торгового судоходства), не могли бороться с турецкими броненосцами.



Крейсер "Россия" и захваченный турецкий пароход "Мерсина", 1877 г., художник И. Айвазовский

Единственное решение этой задачи увидели в применении против боевых турецких кораблей мин и минных катеров. Кстати, опыт переняли у американцев, из истории их гражданской войны.
С самими катерами и шестовыми минами проблем не было, но для их эфективного преминения необходимо было атаковать корабли противника внезапно и стремительно. Учитывая малый радиус действия катеров, а так же то, что для растопки их котлов требовалось один-два часа, - это тоже стало непростым вопросом. Однако и на него нашли решение.
Пароход "Великий князь Константин", переоборудованный под вспомогательный крейсер под командованием лейтенанта (будущего адмирала) С.О. Макарова, стал кораблём-катероносцем. Его задачей было доставить катера к местам базирования турецкого флота, быстро заправить их кипятком от своей машины и поддержать огнём во время атаки в случаи необходимости. Естественно, такие атаки были возможны только под покровом ночи.
В целом, вся эта затея выглядит по сегодняшнему дню, как полный сюрреализм и авантюра. Вообразите себе картину: маленькие катера, по сути жалкие лоханки, с присобаченными к корпусу шестами с минами, вплывают в турецкую гавань и зарываясь носом в волну под тяжестью своего опасного груза идут в атаку на здоровенные и хорошо вооружённые турецкие корабли, которые в любой момент могут их разнести в щепы одним метким попаданием. Если этого не случится, то есть все шансы уйти на дно после взрыва собственной мины, вместе с кораблём противника. "Камикадзе", как они есть.
Тем не менее Макаров рвался в бой, и в начале мая 1877 г. атаковал турок в Батуми. Полный провал. Катер "Чесма" нарвался на сторожевой турецкий корабль, кинулся на него... и не смог привести мину в действие. Едва смогли уйти и удивительным образом без потерь.
Потом был рейд на порт Сулин. Тоже неудачный, хотя и получилось взорвать одну мину у борта турецкого корвета "Иджалие". Но серьёзного урона ему не нанесли, а со своей стороны потеряли миноноску.
Тем не менее, своими отчаянными атаками, в ходе которых случались даже рукопашные, русские моряки породили среди турок страх близкий к панике. Особенно после атаки на броненосец "Ассари-Шефкет" в порту Сухуми. Османы перестали чуствовать себя уверенно даже в своих гаванях и были вынужденны выделить серьёзные силы для охраны рейдов.
Осенью 1877 г., Макаров получил долгожданные торпеды (самодвижущиеся мины Уайтхеда), - это открывало новые возможности.
Первая русская атака с применением торпед, состоялась ночью 16 декабря, снова в Батуми. Катера "Чесма" и "Сухум-Кале", вооружённые торпедами (причём последний тащил торпеду за собой на плотике(!!!), т.к. на палубе она не помещалась), проникли в порт Батуми и атаковали турецкие корабли. И снова без успеха, - одна торпеда в потёмках прошла мимо цели, а вторая ударила в якорную цепь и взорвалась не достигнув борта турецкого броненосца.
Но как говорят немцы, - удача любит трудолюбивых. В ночь на 14 января 1878 г., "Константин" очередной раз вывел "Чесму" и "Сухум-Кале" в атаку на Батуми. Когда катера приблизились к порту, выглянула луна, осветив рейд и стоящий прямо перед ними большой сторожевой пароход "Интибах". Выпущенные торпеды ударили в турка почти одновременно. Раздался сильный взрыв и корабль противника, переломившись на двое пошёл на дно (см. заглавную картинку).
Так состоялась первая успешная русская торпедная атака.
Это событие имело серьёзные последствия для развития флота. Наконец-то были признаны серьёзность и эффективность такого оружия как торпеды, и необходимость строительства специальных кораблей под этот вид оружия - миноносцев.

Tags: XIX в., Российская Империя, Турция, война, живопись, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments